Человек с раннего детства, стремится преодолевать какие-нибудь препятствия и границы. В начале это колыбель из которой пытается выбраться ребенок, потом это границы его двора за которые он выходит постигать еще неизведанный мир. Всех детей в детстве тянет лазить по деревьям, одних из-за того что им нравится высота, другим из-за того что они пытаются преодолеть свои страхи. Вырастая человек часто становится вдали от всего с чем сталкивался в детстве, все его движения более скованные, а свою скорость он показывает в те моменты когда с утра опаздывает на работу, толкая и задевая рядом спешащих.
Человек живущий в городе вольно невольно становится рабом случая и времени. Он ходит там где есть дорога или нет забора на пути. Город будто сковывает нас, делая нас менее подвижными и оставляя нам минимум выбора.
Бег, легкая отдышка, ветер обволакивающий твое лицо, твое тело рассекающее воздух, люди оборачивающиеся на тебя, удивленные взгляды прохожих, смотрящие на удаляющийся силуэт, быстрота движений, молниеносность и легкость прыжков, преград не существует, заборы, гаражи, дома, любые преграды пропадают для тебя. Ты автоматически перепрыгиваешь лужи и небольшие заборы, маневрируешь между людей в толпе, поднимаешься через три - четыре ступеньки, все некогда не трудное, но и нелегкое становится как простая ходьба. Любой прохожий, видя лужу перед собой, будет ее обходить, ты же легким движением, которое не отнимет, и каплю твоей энергии, перепрыгнешь через эту лужу или пробежишься по забору около лужи. Для тебя перестают существовать легкие препятствия и со временем метровые заборы и ограды становятся легкими, и будто ты идешь по ровному асфальту.
Паркур это ни спорт, ни экстрим и не политика, это способ существования в этой жизни когда вокруг нас находятся точно выбранные пути по которым мы должны следовать, Паркур же прокладывает свой путь.
Паркур это восприятия всего окружающего тебя, понимание и сотрудничество со своим телом, сосуществование с городом. Это романтика, взрыв эмоций, воля, свобода действий.
В Паркуре не может быть соревнований, не может быть зависти или ненависти, тут должна быть свобода, свобода действий, перемещения, свобода мыслей. Это как медитация ты словно уравновешиваешься со всем окружающим тебя, твое сердце словно останавливается, весь мир вокруг тебя сливается с тобой и помогает, будто около каждой стены или преграды ступеньки по которым ты поднимаешься. Ты взаимодействуешь с миром, становишься с ним единым целым, настраиваешься и уже во всю несешься рассекая ветер, для окружающих, а на самом деле ты просто сидишь на горе в 5000 метров над уровнем моря и смотришь на восход, ты как бы существуешь в другом мире, в мире где нет преград, где все знакомо, в мире который тебя может устраивать, в мире который ты создал для своего существования. В мире где все существует по твоим законам, в мире который тебе помогает:
Волшебство города открывается тебе в те моменты, когда ты несешься мимо оборачивающихся людей, мимо проезжающих машин, через переулки двумя шагами преодолевая двух метровый или трех метровый забор. У тебя нет колес или педалей, нет роликов и доски под ногами, нет руля и сидения, есть только части тела в которых ты уверен, которые проверены, и только от них зависят все твои возможности. Части тела которые тебя не подведут, они не сломаются как доска и у них не спустит колесо как у велосипеда.
Настоящий Паркур никогда ни будет спортом или экстремальным спортом, он всегда будет оставаться на границе этих вещей, спорт это деньги, это соревнования, зависть, допинг, клевета, спорт уже не такой как раньше он не примеряет людей он на деньги.
Паркур может стать известным - pop (популярный) это не плохо от этого он не пострадает, но если все же станет спортом то уже не когда не будет таким как есть сейчас.
Паркур же это в первую очередь искусство, искусство рационального перемещения, искусство мыслей, искусство раскрепощенных движений. Это философия жизни, и только потом это перемещение. Без закрепления основного начального, трудно понять что-то большее, это то же самое как в начальных классах, детей сначала учат складывать 2+2, что бы они поняли идею, что бы они познали весь фундамент на котором строится вся математика. Так и Паркур важно понять саму философию Паркура, а потом уже двигаться вперед.
Это как серфинг. Вы знаете что лучшие серферы не участвуют в соревнованиях, они странники и вечные одиночки, они колесят весь мир бегают за волной ищут ее, ищут свою волну, от Гавайев до Мексики. Так и Паркур нам невозможно создать поле - местность - трассу это должно быть не произвольно создано, а не специально, или же это опять идет в разрез с нашим миро восприятием. Мы трейсеры чем-то напоминаем серфиров одиночек или племена серфиров. Мы тоже одиночки или создаем свое племя, и вместе с ним живем, создаем племя которое общается друг с другом одним языком. Нам невозможно построить идеальный зал или город, только потому что он будет идеальный, наш же идеал, это не специально создавать себе преграды, наш идеальный город, это город без преград. Но мы вынуждены жить в городе где дорогу прокладывают не люди которые по ней ходят, а правительство, власти, муниципалитет. Идя по городу я сокращаю путь не для того, что бы успеть куда то, а потому, что мне хочется пойти так, а не в обход. У нас свободная страна и я имею право ходить там где хочу, но с каждым годом места для нормального движения и передвижения становится все меньше, вырастают новые дома, ставят заборы, гаражи, роют ямы где проходят тепло сети и прочее. Это мешает передвигаться, а Паркур помогает, он дает толчок.
Стремление, желание, цель вот то что должно управлять твоей жизнью. Паркур должен идти от сердца, он должен быть в тебе, жить в тебе, и питать тебя. Человеческие факторы страха и внешние пределы вот то что Паркур помогает преодолеть, раскрепостить движения, раскрепостить сознание и перейти на новый еще мало изученный уровень своих возможностей.
Капоэйра
Все началось с малобюджетного фильма «Только сильные» с Марком Дакаскосом. Мирный учитель физкультуры продвигает среди своих подопечных новую модную фишку – капоэйра. Сначала строптивые американские тинейджеры встречают инициативу физрука в штыки, затем души не чают в нем и его спорте, который помогает им одолевать злостных бандитов-латинос. Сюжет до смешного банален, да и девок симпатичных в кадре нет, но как же красиво ребята друг друга мутузят! Я живо представил себя, эффектной вертушкой сбивающего с ног похотливого хулигана. «Руки прочь от моей Лизаньки! Fuck off, гаденыш!» - и контрольный пинок в голову. Бесконечное восхищение в глазах красотки, раскрасневшееся от пока не высказанной благодарности личико, поцелуй в награду, романтический ужин, шелковое постельное белье... В общем, шило крепко засело в задницу, и я решил узнать, что же это за единоборство.
История появления и развития капоэйраа оказалась очень интересной. В 1500 году Бразилия стала португальской колонией. В поисках бесплатной рабочей силы бессердечные конкистадоры целыми кораблями стали ввозить в «страну диких обезьян» невольников. Мириться со своей участью те не хотели, бежали при первой возможности. В 1660 году беглыми рабами была организована Пальмовая республика, несколько десятилетий отражавшая натиск португальской армии. Именно к середине XVII века относятся первые упоминания о боевом искусстве черных невольников. Совершенствуя мастерство, рабы рисковали быть замеченными владельцем и уличенными в подготовке бунта. Поэтому они маскировали свои занятия под танцы, пели песни, играли на самодельных инструментах. Довольный хорошим настроением работников, хозяин и не подозревал, что таится за частыми празднествами. (Спасибо тебе, дон Эдмундо, именно ты причина уникальности этого боевого искусства). После отмены рабства капоэйра становится национальным видом спорта в Бразилии, а в середине прошлого столетия появляются первые школы капоэйра. Сейчас афро-бразильский танец-единоборство – достояние и гордость бразильской нации, а по популярности тягаться с капоэйра может только футбол.
Ну вот я и приехал в Москву. Столица вздыбится, все дела. Сразу поняв, что в университете нужно жить, а не учиться, я подарил себе кучу свободного времени. И вот настал этот знаменательный день: нереально волнуясь, я иду по направлению к спортивному залу – сегодня мое первое свидание с капоэйра. Перебирая возможные ситуации, прикидываю набор доставшихся мне от кикбоксинга фишек – никто не посмеет сказать, что я полный чайник! Зажигательные бразильские ритмы, экзотический звук перкуссий, громкое дружное пение – волна возбуждения накрывает меня еще до входа. Вхожу... «А, новенький, милости просим! Становись на атабаки!» - первые слова тренера. Испуганно озираясь, ищу глазами какой-нибудь агрегат для ритуальных пыток. «Сюда!» - говорит отошедшая от похожего на тамтам инструмента девушка. «Ага! Проверка на лошизм, ню-ню,» - думаю, становясь в круг поющих и танцующих людей. Спасибо растаману Вале, который на досуге (досуг этот прерывается только насильственным выгуливанием бабулей на огород «картоху кучить») постукивал на «родном ямайском» тамтаме, и музыкальной школе – в ритм я попал быстро, да и технику исполнения, респект Валек, легко вспомнил. Освоившись и отдавшись своей жажде к импровизации, я с наслаждением наблюдал за умопомрачительными трюками участвующих в игре (а именно так сами спортсмены называют основное действо). То ли мое атабаки-соло – безумная смесь транса, брейкбита и регги - всех задолбало, то ли кто-то спел какую-то специальную команду, в вольном переводе с бразильского означающую «харррош дрыгаться, пойдем бамбук покурим», все остановились. Со мною по очереди знакомились все присутствующие и, в качестве мастер-класса, так атабачили, что Energizer-зайчик, увидев это, был бы вынужден уйти на пенсию по причине жуткой депрессивной меланхолии. Отсюда я вывел для себя правило капоэйриста номер 1: «Базовой физической подготовки для того, чтобы стать капоэйристом недостаточно. Ты должен обладать слухом, чувством ритма, задатками музыканта.
Занятия капоэйра выглядят следующим образом. Все участники роды (поединка) становятся в круг и, распевая песни, хлопая в ладоши и играя на инструментах, задают ритм, в котором двигаются два бойца в центре. Смена соперников происходит произвольно - нужно просто показать своим видом, что ты очень хочешь войти или выйти. Таким образом, действо может продолжаться несколько часов – все делается для собственного удовольствия. Капоэйристы не наносят ударов. Главная цель - перехитрить, переиграть соперника. Поэтому часто спортсмены роду называют игрой, а себя – игроками. В зависимости от ритма, существуют несколько видов капоэйра - ангола, бенгела и сальментогранжеангола (названия-то какие - песня!). Ангола – самый медленный вариант танца, противники находятся очень близко к земле, перемещаются, используя множество уклонов, обманных движений. Здесь главное – тактика. Бенгеле присущи признаки анголы и сальментогранжеанголы – самого динамичного и зрелищного вида капоэйра. Сальментогранжеангола изобилует ударами в прыжке, с разворота, всевозможными стойками на руках. Ценится красота, быстрота и амплитуда удара. Все это и обуславливает просто фантастическое зрелище. Кстати сказать, капоэйра – предок брейк-данса. Так что, овладев навыками этого единоборства, смело выходи на Манежную площадь, Урюпинский Бульвар, Зажопинское водохранилище, или где там еще у тебя брейкеры тусуются. Респект обеспечен. Тотальный.
Итак, я – часть коллектива заслуженных капоэйристов Отечества. Неполноценная такая, но быстро прогрессирующая (правда-правда) часть. Честно говоря, посмотрев, ЧТО умеют мои новые друзья, я в ужасе задался вопросом КАК?! Стойки на голове и руках, удары двумя ногами в прыжке, передние, задние и даже боковые(!) сальто,– все это, в зависимости от движений противника, складывается в комбинации и выполняется в задаваемом музыкальным сопровождением ритме с непринужденной улыбкой на лице! Попробовав освоить базовое движение «джинга», я сформулировал второе правило капоэйриста: «Каким бы крутым каратистом, тхэквандистом, кикбоксером, прыгуном с шестом ты не был, знай – все это тебе придется забыть. Техника капоэйра уникальна, но это ж, блин, главная фишка!» Так что все мои накопленные непосильным трудом умения задирать ноги в разные стороны так мне и не пригодились. Все дело в том, что большинство ударов ногами в капоэйра – маховые, выполняющиеся прямой ногой, а связано это вот с чем. Те самые рабы из Бразилии придумали специальное оружие – небольшие изогнутые лезвия, которые они зажимали между пальцев ног и полосовали ненавистного хозяина и его свиту. Оставляя длинные и глубокие порезы, эти ножи причиняли наибольший ущерб. А если представить с такими штуками между пальцев какого-нибудь Чака Норриса, максимум чего бы он добился – зияющая дырка в голове противника и... операция по пришиванию собственных пальцев. А все потому, что ты, заслуженный рейнджер Техаса, пренебрег маховой техникой. Приходи в зал – научат!
С моей первой тренировки прошло полгода. Пол, мать его, года! Я уже с полным правом называю себя капоэйристом, умею делать все основные движения, осваиваю удар ногой после заднего сальто. Вот только рода у меня хромает – ну не могу я предугадать, что сейчас сделает мой соперник! Так, ногами махаю на авось. И тут в один прекрасный день ко мне снизошло откровение. Все было как обычно, все играли, как хотели, весело и с азартом. Вдруг, в разгаре поединка, весь окружающий меня мир словно отдалился, остались я, мой соперник и МУЗЫКА. Ритмы свободолюбивого народа ввергли меня в состояние, похожее на транс, я полностью отождествил себя с теми отчаянными храбрецами, которые ради мига свободы готовы были отдать свою жизнь. Мои движения как бы и не мной контролировались, но, о чудо, я стал действовать на порядок осмысленнее. Тогда-то я в полной мере ощутил философию капоэйра, ее дух. Свобода. Свобода мысли, свобода тела. Всеобъемлющая СВОБОДА. После этого представить себя без этого спорта (хотя какой, блин, спорт, образ жизни скорее) я уже не могу. Знаешь почему? Все мелочи, вся гребаная бытовуха, ежеминутные проблемы – ты становишься выше этого. Принимая правила окружающего тебя мира, каждую секунду ты осознаешь, что обладаешь бесценным сокровищем, оно помогает и ведет тебя по жизни. Поэтому предупреждаю, если ты – карьерист, мечтаешь о стабильности, капоэйра не для тебя. Ходи в фитнесс-залы, скачивай целлюлит с засиженного благодаря восьмичасовому пятидневному рабству зада. А я вот виндсерфинг хочу освоить, на мир посмотреть, и деньги мне нужны, чтобы тратить их так, как захочу Я, а не стереотипы. Ну, да тебе неинтересно…За дело!Впрочем, о чем это я? Ты же Хули-читатель! Я вижу огонек в твоих глазах, хулиган, вижу слюну, стекающую изо рта при мысли об освоении новой супермазовой темы. Стоп-стоп-стоп, не торопись! Прежде чем ты ринешься покорять палнозадый бразыльский дэвушка, послушай советы бывалого. Гадом буду, пригодятся. Итак, чтобы заняться капоэйра, тебе нужно следующее: около тридцати бацуриков. Именно столько стоит месяц занятий. Причем тренировки проходят 4-5 раз в неделю. Вечером. Дни посещения по твоему желанию. Чууз ер дестини, как говорится, никакого высокомерия. Все твои бабосы, крутая тачка, мобила здесь не котируются. Ведь они не помогут тебе делать так, как мы.
Встретят тебя радушно, как своего, несмотря на твою корявость. Сами такими были, что уж тут, поэтому общайся, спрашивай, любопытствуй, и никаких «Стесняюсь...»!
Тренировочная форма. Белые свободные штаны, футболка, мягкая обувь. Впрочем, обувью можно пренебречь. А главный понт – форма цветов бразильского флага. Но до нее еще дорасти надо. Святыня!
Физическая подготовка. Можно и без нее, конечно, но, блин, все очень затянется. Уж телом-то владеть как-то нужно. Капоэйра требует от тебя предельной координации. И одаривает тебя ею.
Вот и все. Беги. А потным немощным бабушкам я все же поведаю конец своей истории. Лизанька уже не катит – у меня таких как она штук двадцать уже было. Самочувствие – превосходное, фигура – замечательная, и огонек такой в глазах таинственный, будто знаю че. Вот на это и клюют цыпочки-то, а если кульбит какой исполнить – падают в приступе множественных оргазмов. И знаешь, Ильинишна, живется легко-легко так, фривольно, блин. Шоу всякие с друзьями устраиваем, на природу покувыркаться выезжаем, музыку вот думаю модернизировать, чтобы друзья прибились…красота! Так что может ну его, радикулит этот, пойдем? А?